Праздник 3 февраля

Праздник 3 февраля

Праздник 3 февраля. Список праздников России на 3 февраля 2019 года ознакомит с государственными, профессиональными, международными, народными, церковными, необычными праздниками, которые отмечаются в стране в этот день.

Вы сможете выбрать интересующее событие и узнать его историю, традиции и обряды. Читайте еще: Праздник 28 января.

День памяти преподобного Максима Грека

День памяти преподобного Максима Грека

Преподобный Максим Грек (1475—1556) был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции.

Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном).

В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.

Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита.

Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси.

Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу.

С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию.

К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…».

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим.

Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…».

Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет.

Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Святой преставился 3 февраля (по новому стилю) 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

Первое прилунение

Первое прилунение

3 февраля 1966 Советская станция «Луна-9» впервые в мире прилунилась на Луну. В начале XX века, великий Циолковский, произнес пророческие слова «Человечество не останется навечно, на Земле, скачало робко, а потом смелее оно покорит околоземное пространство и Луну, а следом за этим и всю Солнечную систему».

Но прежде чем первые робкие попытки людей, выйти за пределы Земли, смогли осуществиться, величайшие ученые человечества работали над созданием средств и возможностей, для осуществления такого замысла. В 1959 году впервые был запущен космический аппарат, сумевший облететь Луну и сфотографировать её обратную сторону.

Оказалось, что обратная сторона, нашего спутника довольно значительно отличается от видимой части Луны. В 1966 году, фотографии обратной стороны Луны, обошли весь мир, это было знаменательное и знаковое событие всего человечества.

В 1966 году на околоземную орбиту был выведен ракетоноситель «Молния», который доставил автоматическую станцию «Луна-9» к Луне и 3 февраля, космический автоматический аппарат «Луна-9», успешно прилунился на поверхность спутника Земли.

Посадка на поверхность Луны была «мягкой» и без проблемной, аппарат передал на Землю видеоизображение поверхности Луны. Как оказалось, поверхность Луны, в основном состояла из метеоритной крошки и шлаков. Завидуя успехам СССР в космической отрасли, США бросили все силы и ресурсы страны, на осуществление грандиозного проекта по высадке на Луну, человека.

И в 1969 году американские астронавты впервые в истории человечества и космонавтики, высадились, на чужое небесное тело, это событие стало величайшим и приравнивалось с первым полетом человека в космос, осуществленным СССР.

Сецубун

«Они ва-а-а сото! Фуку ва-а-а ути!» — этот многоголосый клич непременно раздается в храмах, на площадях и специально устроенных площадках, а также в домах японцев 3 февраля. «Злой дух, прочь из дома! Счастье, приходи в дом!» — означают эти слова, сопровождающиеся разбрасыванием сухих соевых бобов. Бобы летят горстями, иногда попадая в разбрасывающих по соседству, в терпеливых зрителей, дома — в домочадцев.

Разбрасывание соевых бобов с приглашением счастья в дом — это обряд маме-маки, один из важных ритуалов старинного фестиваля Сецубун (Setsubun).

Празднование дня Сецубун — одна из древнейших и интереснейших традиций в стране. Ее появление связывают с понятием китайской философии инь-ян. Это два противоположных взаимодействующих начала, лежащие в основе мироздания: свет и тьма, положительное и отрицательное, активное и пассивное, женское и мужское. Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, и это вызывает опасность появления разного рода несчастий.

Сам термин «сецубун» напрямую связан со сменой одного сезона другим. Традиционно в Японии словом «сецубун» называют ночь между 3 и 4 февраля, канун дня Риссин — дня наступления весны по лунному календарю.

Легенда рассказывает, что в глубокой древности эпидемия унесла много жизней, и в этом несчастье были повинны черти и злые духи. От них удалось избавиться разбрасыванием поджаренных бобов. Отсюда и родился обряд маме-маки для изгнания злых духов и сохранения благополучия.

В древности обрядом маме-маки начинали встречу нового года по лунному календарю. Обряд и сейчас выполняется для того, чтобы разогнать все несчастья и впустить в свой дом счастье, благополучие и удачу. В семьях, где есть маленькие дети, обряд маме-маки обычно превращается в веселую забаву.

Кого-нибудь (обычно папу или дедушку) наряжают в черта, ряженый прыгает и бегает по комнате, а остальные домочадцы бросают в него соевые бобы. В некоторых школах ученики делают маски злых духов и в Сецубун от души веселятся, бросая друг в друга бобы.

Согласно легенде, после обряда маме-маки каждый член семьи должен съесть ровно такое количество соевых бобов, сколько ему лет. Сейчас такое встречается редко, разве что, в отдаленных маленьких деревнях.

Обряд изгнания злых духов публично проводят и во всех храмах, и он собирает многочисленных зрителей. После совершения религиозного обряда из храма с шумом выбегают мужчины в костюмах злых духов и смешиваются с толпой, затем появляются монахи и гонят их по улицам. Затем все возвращаются на территорию храма и начинается обряд маме-маки.

Его обычно совершают специально приглашенные уважаемые и влиятельные личности города, популярные артисты, политики, борцы сумо. Одетые в традиционные праздничные одежды они из деревянных коробочек разбрасывают завернутые в белую бумагу бобы. Все действие проходит шумно и весело.

Масса разбрасываемых соевых бобов тоже внушительна. Например, в храме Нарита (Narita-san), в котором обряд маме-маки проводится не одно десятилетие, за день разбрасывается около одной тонны бобов.

День основания Коммунистической партии Вьетнама

День основания Коммунистической партии Вьетнама

Каждый год 3 февраля во Вьетнаме празднуется День рождения Компартии Вьетнама. Коммунистическая партия Вьетнама, единственная партия в стране, другие политические партии и течения запрещены. Компартия во Вьетнаме единственная, законная, правящая политическая сила. Некоторые историки предпочитают называть партию марксистско-ленинской. В народе Компартию Вьетнама называют — «наша партия».

3 февраля 1930 года в Гонконге состоялась конференция, на которой присутствовало Вьетнамское правительство в изгнании, на собрании присутствовал и Хо Ши Мин. Ассамблея единогласно поддержала создание Коммунистической партии Вьетнамской республики.

В 1945 году партию расформировали, в целях безопасности. В 1951 году партия восстановила свое статус-кво, но под другим названием — Партия рабочих Вьетнама. На IV партийном съезде, прошедшем в 1976 году, Рабочая партия Вьетнама объединилась с народно-революционной партией южновьетнамской республики. В результате слияния была образована Компартия Вьетнама. В настоящее время в партии состоит около 3-х миллионов членов. Партия проводит в стране авторитарную диктаторскую политику.

Фестиваль цветов в Таиланде

3 февраля в Таиланде проводят красивое и впечатляющее событие, которое называется фестиваль цветов. Он проходит ежегодно, в северной части страны в городе Чиангмай. Этот замечательный праздник начинают отмечать в первую пятницу февраля, и продолжается он три дня. По историческим данным много лет назад город Чиангмай имел название «роза севера».

Его считали самым прекрасным городом на севере Тайланда. Местные жители разбирались в красоте, и много времени проводили за разведением цветов. Эта традиция осталась и в  наши дни. И один раз в году современные садоводы показывают свои шедевры на Фестивале цветов.

Обитатели города очень гордятся тем, что именно у них ежегодно проходит удивительное событие, имеющее мировое значение. Если название города перевести на русский язык, оно будет звучать как «много цветов».  В этот праздник город Чиангмай преображается.

На улицах можно увидеть марширующих мужчины и детей, женщин, музыкантов. Красочные и шумные процессии проходят в каждом уголке города. Туристы стараются принять участие в этом необычном шествии. По городу несут огромное количество разнообразных цветов.

Девушки по традиции шьют к этому фестивалю экзотические национальные костюмы, а в конце фестиваля принято выбирать самую красивую девушку дня. Выбранная красавица становится королевой цветов.

В этот день все мероприятия начинаются ранним утром, а заканчиваются поздним вечером. На фестивале проходят, Фестиваль насыщен самыми разными интереснейшими событиями: торжество открытия, шествия, показ и соревнования цветочных живописцев, ярмарки, представления, и конкурс королевы красоты.

День памяти преподобного Максима Исповедника

Имя святого преподобного Максима Исповедника особо чтится в Абхазской Церкви, поскольку он вместе с учениками был сослан на Кавказ и, согласно одной из версий, преставился на территории Абхазии.

Преподобный Максим Исповедник жил в 7 веке. Получив хорошее образование, он служил у императора Ираклия советником. В его время появилась так называемая монофелитская ересь. Монофелиты, с греческого, единовольники. Они учили, что в Иисусе Христе только одна воля божеская, а не две: божеская и человеческая, как учит Православная Церковь. Против этой ереси был IV Вселенский Собор.

Святой Максим оставил службу при дворе, постригся в иноки и сделался игуменом. В сане игумена он явился ревностным защитником Православия в борьбе с ересью: и словом, и писанием убеждал верующих не принимать еретического учения.

Отправившись в Рим, убедил папу Мартина собрать собор против ереси. Император Констанс, державшийся ереси, счел такой поступок Максима за возмущение, и его вместе с Мартином сослал в ссылку в Херсонес, где святой папа скончался.

Святому же Максиму пришлось еще много пострадать. Посредством разных истязаний его хотели вынудить принять ересь. Наконец, отрезали ему язык и отсекли правую руку, чтобы лишить его возможности защищать истину словом и делом, и изуродованного заключили в темницу. Здесь святой поборник православия томился три года. Перед смертью Господь утешил его Своим явлением. Скончался святой Максим в 662 году.

Дугжууба

Дугжууба

Дугжууба — это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду.

Дугжууба проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году — самому главному празднику верующих. Стоит заметить, что, к примеру, у бурят и монгол Сагаалган (Новый год, «Белый месяц») — единственный праздник в году, в отличие от европейского календаря, праздник — как время веселья, официальных выходных дней, подарков и благопожеланий.

Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.

В домах вовсю ведется уборка — не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шёлка и парчи всем — от мала до велика.

Готовили подарки — чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажжённую трубку в праздник. В знак уважения также готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки из шёлка. Наверняка даже в самых бедных юртах в те дни очень вкусно пахло — начинали готовить специальные угощения, соответствующие празднику.

Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.

Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд «уборки», очищения — специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок!), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу».

Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» — «Соор». После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое.

Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Разжигание костра — обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы.

Очень любят этот процесс маленькие дети. Но необходимо добавить, что нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер.

В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню — тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Читайте еще: Праздник 10 февраля.

Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы — находится только в монастырях и освящается ламами. Костер, который Вы разожгли сами, такой функции не несет, более того, Вы будете осквернять дух огня, бросая в костёр мусор, даже такой как табаланы. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся — необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *